С чего начать изучение 3D? Часть первая: специализации.




Трёхмерная графика прочно вошла в нашу жизнь - от 3d мультиков для детей, до 3d фрезеров и 3d граверов для взрослых. Уже и дома строят 3d принтеры, и практически все вещи, которыми мы пользуемся в быту, были разработаны в программах трёхмерного проектирования и дизайна. Фактически, наш современный мир, то, чем мы пользуемся, что ежедневно видим - создаётся людьми, работающими в 3d программах. Мы живём в 3d мире, хотим мы этого или нет, и интерес к программам, в которых этот мир создаётся, обоснован.
Итак, вы тоже решили освоить 3d, но не знаете, с чего начать? Давайте рассмотрим, что это такое 3d, чем отличается 3d моделирование от 3d проектирования, какие программы и в каких направлениях человеческой деятельности используются. Сразу оговорюсь - все программы и даже все направления невозможно рассмотреть в одной статье, только самое основное.
3d - это сокращённое three-dimension - три измерения. Изображение на бумаге является двухмерным, его можно измерить по длине и ширине, по осям координат Y и X. Объёмные предметы имеют три измерения - ширину, длину и высоту, то есть X, Y и Z. Вот это и есть - трёхмерность.
В среде профессионалов-трёхмерщиков термины 3d или трёхмерное моделирование используются крайне редко, они просто подразумеваются, как само собой разумеющееся. Если речь идёт о моделировании, то, само собой разумеется, что моделируют в трёхмерной программе. Специальностей у трёхмерщиков много, рассмотрим самые основные.

Дизайнер

Всё начинается с дизайна. Любой проект, персонаж или сцена сначала разрабатываются дизайнером. Потом, в процессе исполнения дизайнерской задумки, возможны какие-то изменения в деталях, но в целом любой 3d проект и любой объект в нём - это результат дизайнерского замысла. И даже если дизайнер сам не владеет трёхмерными программами, рисуя эскизы на бумаге, он должен разбираться в особенностях трёхмерной графики, чувствовать объём и уметь передавать его в своих эскизах, по которым будут работать все остальные специалисты. 

Моделлер

Моделлер создаёт трёхмерные объекты, с которыми в дальнейшем работают другие специалисты. Модель может быть однотонного цвета, без текстур, без двигающихся деталей - просто заготовка для дальнейшей обработки. Потом её раскрасят и оживят другие специалисты.





Особое место в моделировании занимает скульптинг - умение создавать цифровые скульптуры, используя при этом навыки лепки из пластилина и глины, резьбы по дереву и прочие навыки создания реальных скульптур из привычных нам материалов. Для этого есть специальные программы с инструментарием, привычным скульптору. Если привык с детства лепить из пластилина, то в таких программах долго учиться не понадобится - возьмёшь кусок виртуального пластилина и вылепишь из него шедевр.

Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмот
Моделлер создаёт трёхмерные объекты, с которыми в дальнейшем работают другие специалисты. Модель может быть однотонного цвета, без текстур, без двигающихся деталей - просто заготовка для дальнейшей обработки. Потом её раскрасят и оживят другие специалисты.Моделлер создаёт трёхмерные объекты, с которыми в дальнейшем работают другие специалисты. Модель может быть однотонного цвета, без текстур, без двигающихся деталей - просто заготовка для дальнейшей обработки. Потом её раскрасят и оживят другие специалисты.Моделлер создаёт трёхмерные объекты, с которыми в дальнейшем работают другие специалисты. Модель может быть однотонного цвета, без текстур, без двигающихся деталей - просто заготовка для дальнейшей обработки. Потом её раскрасят и оживят другие специалисты.

Визуализатор


Из модели надо сделать эффектную картинку, и этим занимается визуализатор. Он "раскрашивает" модель материалами и текстурами, задаёт освещение и окружение, и в результате из обычной модели самолёта может получиться вот такой необычный соломенный самолёт.



Или вот такая реалистичная "фотография" посуды. То есть, от визуализатора зависит, как в итоге будет выглядеть модель. Иногда требуется фотореализм, а иногда мультяшный стиль - в соответствии с этими задачами визуализатор и создаёт картинку с моделью.

Аниматор




Анимация - искусство оживления. Анима - в переводе с латинского означает "жизненное начало", "душа" - вот аниматор и занимается одушевлением неодушевлённых моделей. Конечно, может быть и простенькая анимация, вроде облёта камерой вокруг дома, с такой справится любой человек, но аниматор-профессионал умеет делать из трёхмерных кукол живых персонажей, со своим характером, манерой движения и прочими уникальными особенностями.

Сетапер




Сетапер, или сетапщик, он же риггер - специалист по настройке подвижного персонажа. Модели персонажей делают обычно в одной и той же позе - руки шире, ноги врозь. Потом уже делается подготовка мест сгиба суставов и задание модели таких свойств подвижности, при которых аниматор может придать ей любую позу. Вот этим и занимается сетапер. Если нужно просто придать модели позу на один раз, не для анимации, а для одного кадра, то чаще всего это называют ригом. Сделать риг - придать позу. В каждой программе свои методы рига и сетапа, иногда даже несколько методов в одной программе, и даже для опытных моделлеров сетап может стать головной болью. Если в моделировании можно опираться на художественные навыки и получать удовольствие от творчества, то сетап - это в первую очередь кропотливая техническая работа.

Композер

После того, как все персонажи и сцены созданы, в работу включается композер - человек, собирающий всё в единую композицию. Он компонует объекты в кадре, накладывает спецэффекты, монтирует ролик из отрезков - то есть делает конечный продукт из подготовленных материалов. Композиция может быть статичной или анимированной, но в любом случае композитинг -это творческая и очень ответственная работа.

3d-дженералист

Специалист, владеющий всеми выше перечисленными навыками. Обычно должность 3d-дженералист указывается в объявлениях о вакансии и в резюме, и выглядит это очень солидно. На самом деле можно выделить три типа дженералистов. Первый - это главный дизайнер, самый опытный и самый высокооплачиваемый специалист, который способен руководить проектом, вникая в суть на каждом его этапе, давая подсказки, как лучше выполнить ту или иную операцию. Второй - это зачастую просто единственный специалист, от которого требуют работать за всех, не имея возможности нанять команду. И третий - это свободный художник или фрилансер, в одиночку работающий так, как считает нужным.
В следующих статьях рассмотрим программы, в которых работают профессионалы и с которых стоит начать изучение.


Комментарии

Популярные сообщения