С чего начать изучение 3D? Часть вторая: программы для дизайна и моделирования.


Выбор программы зависит от того, чем вы решили заниматься. Мы уже имеем представление о специализациях, будем рассматривать программы с точки зрения соответсвия тем или иным специальным задачам.

Дизайн

Всё начинается с дизайна, с разработки концепции проекта. Сначала делаются двухмерные эскизы, зарисовки - виды спереди, сбоку, сверху, вполоборота. Эскизы можно рисовать карандашом на бумаге и потом отсканировать или сфотографировать, чтобы перенести в компьютер, но можно сразу рисовать и в компьютере. Мышкой невозможно рисовать так же легко, как карандашом, поэтому для рисования в программах используются специальные графические планшеты со стилусом. Программу можно использовать абсолютно любую из тех, которые позволяют рисовать. Это может быть Adobe Photoshop, Corel Painter или простенькая бесплатная MyPaint, но есть и специально созданные для таких задач программы, одна из лучших - Autodesk SketchBook. Компания Autodesk - крупнейший в мире производитель программ для трёхмерного моделирования и проектирования, и её простенькая, на первый взгляд, рисовалка SketchBook, идеально "заточена" под задачи создания дизайнерского концепта. Оптимальный набор художественных материалов и инструментов и удобная их настройка, линейки, лекала, средства масштабирования и различные направляющие - все для серьёзной эффективной работы. В ней нет таких изысков, которые имеются в Corel Painter - акварели и японские кисти, нет фильтров и эффектов, как в Adobe Photoshop - всё только для дизайнерского эскиза, в котором лёгкость и изящество сочетается с чёткостью и конкретикой.



Моделирование

Разработав дизайн, мы имеем на руках эскизы, по которым надо создать модель. Программ для моделирования много, у всех свои особенности, но что общее - практически все профессиональные программы трёхмерного моделирования обладают сложной структурой, рассчитанной на выполнение работ в разных областях, и отнюдь не только в моделировании. В них заложены возможности проектирования больших сцен, анимации, визуализации, просчёта поведения объектов с разными физическими свойствами и т.д. Таких программ, которые рассчитаны только на создание собственно модели, среди профессиональных - нет. Исключением можно считать программы для скульптинга, но это уже отдельный раздел моделирования.
Получается, что если вы хотите заняться только моделированием, но достаточно серьёзно, вам придётся изучать сложные программы-комплексы, выбирая в них только те функции, которые нужны вам.
Вот самые известные и востребованные программы в этой области:
Autodesk 3ds Max
Используется во многих отраслях, но чаще всего - в архитектурной и игровой. Любимая программа дизайнеров интерьера, хотя сделать в ней можно практически всё - она обладает широчайшим диапазоном возможностей и различными инструментами моделирования, самый проработанный из которых - полигональное моделирование. Полигон, то есть многоугольник, является основой модели, она строится из полигонов, как из бумаги. Полигоны можно резать, склеивать, делать разных форм и размеров - в итоге получается объёмная модель. Чем мельче полигоны и больше их количество, тем более гладкой получается модель.
Вообще инструментарий программы очень разнообразный и может быть использован абсолютно в любой области.

CINEMA 4D
Среди широко распространённого 3d софта это одна из самых молодых программ, но она очень быстро развивается. Её очень приятный интерфейс в своё время чуть было не перетянул меня в CINEMA 4D из 3ds Max. Программа не просто популярна - её используют в работе профессиональные студии, и даже такие гиганты, как фирма Adobe, ведущая охоту на лучшие программы с целью их дальнейшего выкупа у разработчиков. Adobe встроила в свою After Effects, программу для постобработки видео, возмозможность импорта 3d моделей именно из CINEMA 4D, и никого больше. Это явный посыл - хотите создавать потрясающие фильмы с использованием 3d графики - покупайте CINEMA 4D. Однако, несмотря на растущую популярность, CINEMA пока ещё не достигла уровня 3ds max, который является стандартом в индустрии, и даже уроки и хорошие учебники по CINEMA на русском языке трудно найти.
Maya
Легендарная программа, извечный соперник 3ds max, хоть и находятся сейчас обе программы под одной крышей компании Autodesk, которая их в своё время купила у разработчиков из разных фирм. В ней создавались "Звёздные войны", и поэтому именно её хотят изучать многие начинающие, но ... Это программа не для начинающих, а для профессионалов в достаточно узких областях, ориентирована в первую очередь на работу в киноиндустрии. Мой совет - пока забудьте о ней, меньше времени потеряете зря. Даже очень опытные профи переходят с Maya на 3ds Max, если работать им приходится не на киноиндустрию, а для обычных людей. Очень высокий порого вхождения - надо сильно постараться, чтобы сделать в ней первые шаги, и даже потом, когда вам покажется, что вы всё понимаете, без проблем не обойтись.
SketchUp
Многие начинают именно с него - программа очень понятная и удобная. Порог вхождения едва ли не самый низкий - только начал и уже всё получается. Однако возможности очень ограничены, она подходит для не очень продвинутого моделирования простых угловатых форм - архитектура, простецкая мебель, самодельные станки и прочее, что потом можно сделать в реальности своими руками. В ней есть очень удобные функции, например отображение размеров и представление готовых проектов в удобном для восприятия заказчиком виде, но всё-таки это программа не годится для полноценного изучения трёхмерной графики - очень узкая сфера применения.
Blender 3d
Пока ещё бесплатная, но перспективная и быстроразвиваемая программа. Собственно, все эти перспективы и быстрое развитие программ, что Блендера, что Синемы, которым помогают развиваться крупные корпорации, основаны на одном - незыблемом авторитете Autodesk 3ds Max, которую давно пытаются потеснить, но пока не получается.
Именно против Autodesk дружат разные компании, пытаясь содать ей замену, помогая развитию других программ. Поэтому мой совет - начните с изучения программ от Autodesk: SketchBook , 3ds Max, AutoCad. Это стандарты, на которые ориентированы большинство студий, и если вы планируете не просто поиграться в 3d, а в дальнейшем работать в этой сфере - начните изучение с Autodesk.
В следующих публикациях рассмотрим основные методы моделирования и скульптинга, программы визуализации и многое другое.



Комментарии

Популярные сообщения