Какой компьютер нужен для 3d графики?

Среди новичков бытует два диаметрально противоположных мнения о том, какой компьютер нужен для изучения 3d графики. Одни считают, что достаточно купить компьютер подороже, и он справится с любой сложной задачей, а другие, наоборот, уверены, что для обучения сойдёт любой ноутбук, лишь бы у него хватало сил открыть программу, а учебные работы, они ведь не такие сложные, как профессиональные, много ресурсов не требуют.

В общем и целом можно согласиться с обеими точками зрения, хотя обе они не совсем верны. Какой есть компьютер, на таком и придётся учиться, подстраивая учебный процесс под технические возможности. Но если финансы позволяют, и вы намерены приобрести компьютер специально для изучения программ трёхмерного моделирования, проектирования и визуализации, то надо подобрать компьютер, отвечающий именно этим требованиям.

Во-первых, надо понять разницу между рекламируемыми "мощными игровыми" компьютерами и теми, на которых эти самые игры создают. Игровой компьютер обеспечивает работу уже готовой игры, в которой все модели и процессы оптимизированы, а при создании компонентов той же игры приходится решать более сложные задачи. К тому же 3d графика - это не только игры, но ещё и архитектура, фотореалистичная визуализация, hi-poly моделлирование и много чего ещё более ресурсоёмкого, нежели игры. Компьютер для обучения может быть намного слабее профессионального, но основан на тех же принципах обработки 3d, что и у профессионалов в той сфере, которую вы хотите освоить. 

Ниже приведу краткий перечень того, чему можно обучаться на слабых компьютерах, на средних и игровых, и на специальных графических станциях.

Слабый 

Старенький, 15-летней давности сборки. 2-х ядерный процессор, 2 гб оперативки. Видеокарта с памятью 256 мб. Можно без звука, и кулер шумный - для учёбы это не помеха.

Что на нём можно делать? Да практически всё, что делали лет 20-30 назад. Не смейтесь, те же "Звёздные войны" создавались именно в то время на компьютерах, которые сейчас устарели. Низкополигональное моделирование на таких компьютерах вполне можно освоить, а ведь в играх именно оно и востребовано. 

Пример низкополигональной модели



















Лошадка тоже низкополигональная, но слегка сглажена. Делал лет 12 назад на компьютере, который сейчас считается хламом.

Модели состоят из множества полигонов, и, чем их меньше, тем легче компьютеру просчитать модель. Практически все архитектурные объекты, мебель и предметы быта в 3d являются low-poly - низкополигональными моделями. 
На слабом компьютере можно освоить архитектурное моделирование, только не надо замахиваться на многоквартирные дома и тем более города. Один коттедж можно, причём не только смоделировать, но и визуализировать, вот только скорость визуализации будет очень невысокой, как минимум на ночь придётся оставлять компьютер в работе, чтобы просчитал картинку. В процессе изучения визуализации придётся использовать слабые настройки, разрешение картинки не больше 600х800 пикселей, а то и меньше. 



















Этот коттедж как раз на таком слабом компьютере и был создан мной лет 15 назад. Ландшафтного наполнения нет, деревья на заднем плане - плоская картинка. 

Средний 

Средним можно считать практически любой современный бюджетный ноутбук. Что там у них внутри, по одной только стоимости предугадать невозможно. Насколько могу судить, большинство современных ноутбуков имеют не меньше 4 гб оперативной памяти, процессор от 4 ядер, а вот видеокарта может оказаться даже слабее 15-летней давности GeForce 9800 GT, который был на моём компьютере. Вёл кружок компьютерной графики, все дети приходили со своими ноутбуками, у всех разные возможности, а у одной девочки настолько слабый ноут был, что одновременно две картинки в Фотошопе не мог открыть, хотя был куплен новеньким недавно в магазине. Винчестер маленький, виндовс 10 большой, на программы ресурсов не хватало :(

Но в основном всё-таки современные бюджетные компьютеры справляются с hi-poly - высокополигональным моделированием, и довольно большими массивами объектов в сцене. На них можно заниматься скульптингом, визуализацией, симуляцией и ещё много с чем, но по мере роста навыков придётся ощутить значительные ограничения. Скажем, коттедж можно сделать с гораздо большим комфортом, чем 15 лет назад, но если добавить ландшафт и воду, то могут возникнуть трудности.
А вообще на среднем современном компьютере можно сделать почти всё, что делается в профессиональных студиях, но с гораздо большими "тормозами".

Игровой

Игровые компьютеры лучше средних, но они всё равно не в полной мере соответствуют задачам создания 3d контента, поскольку рассчитаны на операции с уже готовыми объектами. Например, все современные игровые видеокарты поддерживают технологию CUDA, которая ускоряет обработку данных, но далеко не все эти видеокарты поддерживаются соответствующими программами, и в результате при визуализации объекта будет задействован только центральный процессор, без участия графического. Также не все игровые видеокарты поддерживают новую технологию трассировки лучей - RTX, а она тоже используется при визуализации. В любом случае, если у вас компьютер игрового уровня, то вы можете без лишних проблем обучаться любой 3d специализации.

Графическая, или рабочая, станция 

Если вы всерьёз решили освоить 3d и связываете с этим надежду на дальнейшую высокооплачиваемую работу в индустрии, то вам нужна специально для вас собранная рабочая станция. Единой конфигурации, подходящей для всех без исключения, нет и быть не может,  также не рекомендую искать в магазинах готовые сборки под названием "рабочая станция" - они есть, их много, но продавцы частенько или не понимают, или сознательно вводят покупателя в заблуждение, называя рабочими станциями обычные игровые компьютеры среднего уровня. Так что собирайте станцию сами, пусть и с помощью более опытных товарищей. Могу только осветить наиболее важные аспекты.

В первую очередь, изучите возможность апгрейда уже имеющегося компьютера. Можно ли установить более мощный процессор на вашу материнскую плату, или её тоже надо менять. Если плата позволяет заменить процессор на более мощный, но оперативную память уже не добавить, или новая видеокарта на старую материнку не встанет - меняйте всё или собирайте новый компьютер с нуля. При этом помните - любое улучшение является улучшением, даже если не сделает ваш компьютер сразу полноценной станцией, и иногда достаточно добавить оперативную память или заменить видеокарту, чтобы самому выйти на новый уровень мастерства.

Если вы собираетесь заниматься в основном моделированием, то большее значение для вас имеют процессор и оперативная память, видеокарта на втором месте. Рассматривать отдельно друг от друга процессор и оперативку, что из них лучше, нет смысла - оперативка повышает возможности процессора, и мощный процессор с малой оперативной памятью может работать даже хуже, чем более слабый процессор, но с большим количеством оперативки. 

Для домашней рабочей станции, предназначенной для всего спектра 3d графики, рекомендую материнские платы и процессоры от Intel, и вовсе не потому, что я фанат всего американского. К сожалению, немецкая AMD, а только она может конкурировать с Intel, рассчитана в основном на игровые процессы, так что при выборе из двух "одинаковых" процессоров с одинаковой тактовой частотой и количеством ядер, отдавать предпочтение более дешёвому AMD не следует -  для 3d моделирования и проектирования лучше, и намного, всё-таки Intel.

Итак, процессор Intel, желательно не ниже Intel Core i5, желательно Intel Core i7. Можно и более продвинутые модели, но ведь мы собираем, хоть и рабочую станцию, но домашнего уровня. Пока учитесь, можете и не успеть использовать все возможности дорогого компьютерного "железа", как оно морально устареет. 

Оперативную память не меньше 16 гб, желательно 32. Обязательно две планки памяти, современная оперативка двухканальная, для общего значения 32 гб надо две планки по 16 гб. Одна планка 16 гб будет работать хуже, чем две по 8 гб , возможны частые вылеты в синий экран. Память покупайте в радиаторах ожлаждения, это важно.

ВАЖНО!!! Если покупаете на Озоне, ни к коем случае не ведитесь на скидки, потому что там скидки на возвращённый и фактически б/у товар - кому-то не понравилось, или даже неправильно устанавливал и погнул контакты, сделал "лёгкий возврат" и вот вам снова продают этот б/у хлам по скидке. Единственная "радость" - вы также можете оформить возврат и вам вернут деньги, а "товар" снова продадут очередному наивному покупателю.

Видеокарта, если вы собираетесь не только моделировать объекты, но и визуализировать их, создавать фотореалистичные изображения, используя при этом такие сложные материалы, как стекло, вода, мех или трава - обязательно должна поддерживать CUDA и RTX технологии. CUDA не указывают в названии видеокарты, они сейчас все с CUDA, а вот на наличие RTX обращайте внимание. Производитель может быть любой, но, повторюсь - AMD ориенирована на игры, так что AMD Radeon сгодится, если он у вас уже есть, а если покупаете новую - любую на основе NVIDIA, как оригинальную, так и по лицензии. 

Корпус и охлаждение. Корпус имеет важное значение для стабильной работы компьютера. И это не только габариты, соответствующие всё более увеличивающимся в размерах процессорам и видеокартам. Важно, чтобы в корпусе была хорошая вентиляция, и на сегодня самые эффективные модели корпусов имеют блок питания снизу.

Охлаждение может быть воздушным и водяным. Водяное считается более эффективным и тихим, но в большинстве случаев достаточно и воздушного, а шум вам может обеспечить и  вентилятор видеокарты, особенно если оперативной памяти не хватает и охлаждение видеокарты начинает "пылесосить". Этот шум не является сигналом об опасности перегрева, но некоторых раздражает.

В завершение приведу краткие характеристики своего компьютера, который два года назад  собрал для повседневной работы, иногда требующей активного 3d моделирования и визуализации больших сцен.
Процессор Intel Core i7 9700, оперативная память частотой 2666 мгц 32 гб в двух планках по 16 гб, видеокарта GeForce RTX 2060  с 6 гб собственной оперативки, материнская плата GIGABYTE Z390 M. На момент покупки обошлось в чуть более 80 тысяч, потому что собирал сам, в магазинах сборки такого уровня стоили боле 120 тысяч.


Комментарии

Популярные сообщения